Серию статей, сравнивающих Православе с иными религиями, возможно стоило бы начать именно с иудаизма.
Но, как бы то ни было, - это четвёртый пост. Уже были:
буддизм,
даосизм и
индуизм.
Настал черёд Иудаизма (Еврейства).
Если откровенно, то я хотел оставить эту тему напоследок, однако поторопиться меня спровоцировал откровенно невежественный комментарий:
Владимир, приветствую! То. что ты называешь язычеством, как таковым не являлось. Тем более у славян. У славян были ВЕДЫ и истинная вера. Которую стали истреблять во славу княжеского самодержавия, насаждая чуждую еврейскую идею. Не стоит путать попытки отдельных групп людей вспомнить свою истинную историю с кривым подражанием нечетким символам нового времени.
Порыскал по интернетам и обнаружил, что мнение о том, что иудаизм и христианство схожи - крайне распространено.
Что ж, исторически, действительно, христианство имеет общие корни с иудаизмом (и исламом) но в настоящее время этот общий исторический пласт практически не заметен на фоне огромнейшего количества принципиальных и основополагающих различий.
Начну, пожалуй, со сходств:-
Иудаизм - первая монотеистическая религия. Монотеизм иудаизма унаследован христианством;
-
Небольшая часть обрядовости иудаизма присутствует в христианских богослужениях;
-
Ветхий завет Библии основывается на еврейском "Законе" и "Пророках";
-
Первые христиане были евреями-иудеями; первые христианские богослужения проводились в синагогах;
На этом, скорее всего, заканчиваются сходства, а теперь приступим к различиям:
-
Иудаизм не приемлет христанское виденье Бога как Святую Троицу и воспринимает такое учение как идолопоклонство (язычество) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»);
- Основополагающим и христианствообразующим яляется догмат о Святой Троице - тринитарная догматика.
Согласно Никео-Цареградскому Символу Веры: Бог Отец является творцом всего сущего; Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца; Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца;
-
С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения и признание его мессианской роли (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) абсолютно неприемлемо;
-
Христологическая догматика, на ряду с тринитарной, - основа христианского учения. Иисус истинно Христос, - тот, кого до сих пор ждут евреи;
-
Иудеи, вероучительно, являются "законниками".
Согласно еврейскому мироощущению, иудеи состоят в завете с Богом, который налагает на избранный народ определённые обязательства. По верованию евреев исполнение этого договора обеспечивает спасение.
-
Позиция христианства заключается в том, что спасение человек не может себе обеспечить абсолютно ни как. Оно является, как и всё существующее, даром Господа. Каким бы ни был человек — он не может ни за какие свои поступки ни чего требоваь у Бога.
"Закон" отменяется новым заветом. Христос — и есть закон.
Об этом наилучшим образом разъяснено в Послании к Галатам. Советую прочитать его. Лучше всего в современном переводе. Обещаюсь его со временем рассмотреть более пристально.
Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью
-
Сатаны, в христианском понимаии - "воплощения зла", "противостоящих Господу", в иудаизме нет.
Бесов, как падших ангелов, - нет. Есть ангелы смерти, есть шеддим - полудуховные, полуматериальные существа. "Раскола" в Царстве Небесном, согласно иудаизма, не было.
-
Дьявол, в христианстве, - падший ангел.
Он восгордился и впал в грех. Это самый первый грешник. Он увлёк за собою треть всех ангелов, и с его подачи смерть просочилась в видимый мир.
Это благодаря ему согрешили первые люди.
-
На что надеется еврей. Только на то, что он сделает всё правильно. Ему больше не на что уповать. Другими словами - только на себя! Но и они, понимают, что все не идеальны. И тут настаёт важный вопрос - как быть человеку, который понимает свою греховность, который нарушает некоторые из 613 мицвот - на что ему надеяться? Ответ иудея на этот вопрос не очевиден, но однозначен - ему надеяться не на что (ну или, как и раньше - только на себя).
-
А как быть православному? В православии все прекрасно понимают свою греховность. Православие - это церковь кающихся грешников. Верующие уповают только на Любовь Господа. Только это может спасти человека.
Итак,... почитайте Послание Галатам, почитайте Послание Римлянам. Поймите уже - нет ни чего общего в учениях иудаизма и Православия.
Православный человек не надеется, что он сможет откупиться от Бога - это принципиальное отличие привело, со временем, к нарастанию и других. Православный человек спасается любовью Бога, а иудей спасается исполнением закона. Именно поэтому евреи занимаются "буквоедством" - лишь бы сделать так как написано, а православные могут по-разному поступать в зависимости от разных обстоятельств.
Иудеи поступают так или иначе - потому как Бог так сказал. А православный человек - потому как любит Господа.
PS: Писал наскоро - отличий больше. Но основополагающие перечислил =)
Полина Ростова