Серию статей, сравнивающих Православе с иными религиями, возможно стоило бы начать именно с иудаизма. Но, как бы то ни было, - это четвёртый пост. Уже были: буддизм, даосизм и индуизм. Настал черёд Иудаизма (Еврейства). Если откровенно, то я хотел оставить эту тему напоследок, однако поторопиться меня спровоцировал откровенно невежественный комментарий:
Владимир, приветствую! То. что ты называешь язычеством, как таковым не являлось. Тем более у славян. У славян были ВЕДЫ и истинная вера. Которую стали истреблять во славу княжеского самодержавия, насаждая чуждую еврейскую идею. Не стоит путать попытки отдельных групп людей вспомнить свою истинную историю с кривым подражанием нечетким символам нового времени.
Порыскал по интернетам и обнаружил, что мнение о том, что иудаизм и христианство схожи - крайне распространено. Что ж, исторически, действительно, христианство имеет общие корни с иудаизмом (и исламом) но в настоящее время этот общий исторический пласт практически не заметен на фоне огромнейшего количества принципиальных и основополагающих различий. Начну, пожалуй, со сходств:
  • Иудаизм - первая монотеистическая религия. Монотеизм иудаизма унаследован христианством;
  • Небольшая часть обрядовости иудаизма присутствует в христианских богослужениях;
  • Ветхий завет Библии основывается на еврейском "Законе" и "Пророках";
  • Первые христиане были евреями-иудеями; первые христианские богослужения проводились в синагогах;
На этом, скорее всего, заканчиваются сходства, а теперь приступим к различиям:
    • Иудаизм не приемлет христанское виденье Бога как Святую Троицу и воспринимает такое учение как идолопоклонство (язычество) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»);
    • Основополагающим и христианствообразующим яляется догмат о Святой Троице - тринитарная догматика. Согласно Никео-Цареградскому Символу Веры: Бог Отец является творцом всего сущего; Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца; Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца;
    • С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения и признание его мессианской роли (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) абсолютно неприемлемо;
    • Христологическая догматика, на ряду с тринитарной, - основа христианского учения. Иисус истинно Христос, - тот, кого до сих пор ждут евреи;
    • Иудеи, вероучительно, являются "законниками". Согласно еврейскому мироощущению, иудеи состоят в завете с Богом, который налагает на избранный народ определённые обязательства. По верованию евреев исполнение этого договора обеспечивает спасение.
    • Позиция христианства заключается в том, что спасение человек не может себе обеспечить абсолютно ни как. Оно является, как и всё существующее, даром Господа. Каким бы ни был человек — он не может ни за какие свои поступки ни чего требоваь у Бога. "Закон" отменяется новым заветом. Христос — и есть закон. Об этом наилучшим образом разъяснено в Послании к Галатам. Советую прочитать его. Лучше всего в современном переводе. Обещаюсь его со временем рассмотреть более пристально.
      Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью
    • Сатаны, в христианском понимаии - "воплощения зла", "противостоящих Господу", в иудаизме нет. Бесов, как падших ангелов, - нет. Есть ангелы смерти, есть шеддим - полудуховные, полуматериальные существа. "Раскола" в Царстве Небесном, согласно иудаизма, не было.
    • Дьявол, в христианстве, - падший ангел. Он восгордился и впал в грех. Это самый первый грешник. Он увлёк за собою треть всех ангелов, и с его подачи смерть просочилась в видимый мир. Это благодаря ему согрешили первые люди.
    • На что надеется еврей. Только на то, что он сделает всё правильно. Ему больше не на что уповать. Другими словами - только на себя! Но и они, понимают, что все не идеальны. И тут настаёт важный вопрос - как быть человеку, который понимает свою греховность, который нарушает некоторые из 613 мицвот - на что ему надеяться? Ответ иудея на этот вопрос не очевиден, но однозначен - ему надеяться не на что (ну или, как и раньше - только на себя).
    • А как быть православному? В православии все прекрасно понимают свою греховность. Православие - это церковь кающихся грешников. Верующие уповают только на Любовь Господа. Только это может спасти человека.
Итак,... почитайте Послание Галатам, почитайте Послание Римлянам. Поймите уже - нет ни чего общего в учениях иудаизма и Православия. Православный человек не надеется, что он сможет откупиться от Бога - это принципиальное отличие привело, со временем, к нарастанию и других. Православный человек спасается любовью Бога, а иудей спасается исполнением закона. Именно поэтому евреи занимаются "буквоедством" - лишь бы сделать так как написано, а православные могут по-разному поступать в зависимости от разных обстоятельств. Иудеи поступают так или иначе - потому как Бог так сказал. А православный человек - потому как любит Господа. PS: Писал наскоро - отличий больше. Но основополагающие перечислил =)


Полина Ростова

  1. ПавелFri Dec 13 2013 09:51:21 GMT-0500 (EST)
    В последний день откроются все тайны, И пелена спадет с печальных глаз. Тогда поймем: все было не случайно В судьбе земной у каждого из нас. Узнаем цену выбора и шага, Несказанных кому-то нежных слов. И как бесценна вера и отвага Среди неверья и греха оков. И без ответа многие молитвы Окажутся исполненными в срок, И что в моменты самой страшной битвы, Никто не оставался одинок. Увидят все, как бережно, надежно Хранил Господь среди земных тревог. В Нем стало невозможное возможно. Окончен путь. Мы дома. С нами Бог.
    1. ВладимирFri Dec 13 2013 12:04:34 GMT-0500 (EST)
      Нередко встречаю эти строки. А кто автор, не знаете ли вы?
    2. жидSun Jan 26 2014 11:02:47 GMT-0500 (EST)
      Врете, господин хороший, первый монотеиз это не иудаизм, а шиваиз (если его так можно назвать), который возник 2500 лет до предполагаемых вами событий(псевдоновой эры).
      1. АндрейMon Feb 03 2014 07:15:20 GMT-0500 (EST)
        Здравствуйте, господин хороший. Шиваиз, шиваизм - от имени "Шива", члена индийского пантеона божеств. Выделение Ш. как самостоятельного направления в индуизме относится к первым векам н. э. В Ш. прочно сохраняются пережитки древнейших культов плодородия; с ним связаны религиозные представления о шакти — творческом начале всего живого в природе; почитание символического изображения гениталиев — мужского (линга) и женского (йони) до сих пор является непременной частью шиваитского культа. Большую роль в Ш. играет почитание богини-Матери, культ которой связан прежде всего с женской ипостасью Шивы — его супругой Дургой (Кали, Дэви и другие имена). Но при этом Шива в Тримурти считается разрушителем, в его свите находятся злые духи, на сылающие на людей всяческие беды. В Ш. дольше всего сохранялись кровавые (в т. ч. и человеческие) жертвоприношения. Особенностью пантеона богов в Ш. является его семейный характер. Жена Ш. Дурга — олицетворение женского творческого начала; сыновья Шивы: Ганеша — покровитель мудрости, податель доброго начала всякого дела, Сканда — бог войны и др. Ш. имеет множество сект (лингаяты, шакта, смарты и др.) и распространён по всей Индии. Священной литературой Ш. служат в основном шиваитские пураны и агамы, созданные в раннее средневековье. Как видим, монотеизмом и близко не пахнет. Банальный политеизм, изученный и описанный многократно и тщательно.
        1. ВладимирTue Feb 04 2014 12:38:12 GMT-0500 (EST)
          Искренне благодарю, Андрей, за заступничество. Однако смею заметить, что большинству ваши доводы ни чего не скажут, поскольку укоренены в заблуждениях и "зомбированы" лжеучением. Что, безусловно, прискорбно. Ищущий же, столь агрессивно не пишет. Ищущий же знает истину и не пишет столь откровенный бред, как господин, которому вы ответили =) Ещё раз - благодарю!
      2. ДмитрийMon Jun 16 2014 09:30:46 GMT-0400 (EDT)
        Интересный комментарий, но у меня он вызвал массу вопросов, итак по цитатам 1. "Иудаизм не приемлет христанское виденье Бога как Святую Троицу и воспринимает такое учение как идолопоклонство" Поясните для не сведущих, может быть слова "Я Господь-Бог твой, Господь один есть", сказаны в Торе про Троицу? 2. ""Закон" отменяется новым заветом. Христос — и есть закон" А разве Христос не приводит к Закону? Или для Вас Закон всего лишь извод из слов Христа? 3. "Согласно еврейскому мироощущению, иудеи состоят в завете с Богом, который налагает на избранный народ определённые обязательства" Совсем неверно - не обязательства, а служение не исполнение которого накладывает определенные ограничения на связь со Г-дом. 4. "Сатаны, в христианском понимани — "воплощения зла", "противостоящих Господу", в иудаизме нет." Конечно, ибо никакое зло не изначально. Сатана прокурор, но никак не самостоятельная сущность, а такой же слуга Г-да. Просто извращающий Свет. 5."Это благодаря ему согрешили первые люди" Не очень понятно, что Вы хотите сказать этими словами. В пустыне народ Израиля сам сделал себе идола, без помощи темных сил, да и башню Вавилонскую строил не по принуждению лукаваго. 6. "По верованию евреев исполнение этого договора обеспечивает спасение." Ничего он не обеспечивает. Его соблюдение лишь приводит к соединению Вашей души с самим Г-дом 7. "На что надеется еврей. Только на то, что он сделает всё правильно. Ему больше не на что уповать. Другими словами — только на себя!" А человек в Христианстве не должен надеяться на себя? То есть он не должен рассчитывать на свои силы? Сделать все правильно - интересно, что Вы хотите этим сказать? А то по Вашему получается анекдотичная ситуация - вот тебе деньги и не отвлекай Г-да по пустякам. 8. "нарушает некоторые из 613 мицвот" Не нарушает, а не соблюдает - Мойша не неделает, Мойша не обещает. 9. "Православный человек не надеется, что он сможет откупиться от Бога" Не откупится от Б-га, а служить ему по Завету 10. "Иудеи поступают так или иначе — потому как Бог так сказал. А православный человек — потому как любит Господа" А как же - "Возлюби Б-га, Г-да Твоего, всем сердцем твоим, всей душою твоею и всеми силами твоими" Или для Вас это пустые слова.
        1. anonymousMon Jun 23 2014 11:27:15 GMT-0400 (EDT)
          1.«Поясните для не сведущих, может быть слова "Я Господь-Бог твой, Господь один есть", сказаны в Торе про Троицу?» Да — про Троицу; 2. «А разве Христос не приводит к Закону? Или для Вас Закон всего лишь извод из слов Христа?» Христос не приводит ни кого к Закону. Поскольку закон не нужен. Христос ведёт к Себе. Нам не нужен закон. Вообще. Его, всё-равно, выполнить невозможно. Мы надеждами и чаяниями спасаемся; 3. «"Согласно еврейскому мироощущению, иудеи состоят в завете с Богом, который налагает на избранный народ определённые обязательства" Совсем неверно — не обязательства, а служение не исполнение которого накладывает определенные ограничения на связь со Г-дом.» Если ты не исполняешь служения — ты не считаешься избранным. Условия таковы, что вполне правомочно употреблять слово «обязательства»; 4. «Сатана прокурор, но никак не самостоятельная сущность, а такой же слуга Г-да. Просто извращающий Свет.» Да — я так про еврейское понимание и написал; 5. «"Это благодаря ему согрешили первые люди" Не очень понятно, что Вы хотите сказать этими словами. В пустыне народ Израиля сам сделал себе идола, без помощи темных сил, да и башню Вавилонскую строил не по принуждению лукаваго.» Во-первых, с христианской точки зрения — все эти человеческие ошибки происходят по причине искушений, исходящих от сатаны. Во-вторых, под «согрешили первые люди» я имел ввиду не Вавилон и не про пустыню. Это я про то, как Адам и Хава/Ева, поддавшись уговорам Змея, срывают и едят плод с Дерева познания Добра и Зла; 6. «"По верованию евреев исполнение этого договора обеспечивает спасение." Ничего он не обеспечивает. Его соблюдение лишь приводит к соединению Вашей души с самим Г-дом» Это и есть спасение — в иудаизме на бо́льшее рассчитывать не приходится; 7. «А человек в Христианстве не должен надеяться на себя? То есть он не должен рассчитывать на свои силы? Сделать все правильно — интересно, что Вы хотите этим сказать? А то по Вашему получается анекдотичная ситуация — вот тебе деньги и не отвлекай Г-да по пустякам.» Не понял последнюю реплику про деньги. Но вот первая верна. Да, — в Христианстве надеяться на себя человек не может. Все надежды только на Христа. 8. «"нарушает некоторые из 613 мицвот" Не нарушает, а не соблюдает — Мойша не неделает, Мойша не обещает.» Не суть. 9. «"Православный человек не надеется, что он сможет откупиться от Бога" Не откупится от Б-га, а служить ему по Завету» Одно другому не противоречит. Православный человек не надеется откупиться и не надеется на выполнение Закона, — я знаю заранее, что это невозможно. 10. «А как же — "Возлюби Б-га, Г-да Твоего, всем сердцем твоим, всей душою твоею и всеми силами твоими" Или для Вас это пустые слова.» Я православный — так что для меня это слова первоочередные. А вот согласно учению еврейскому — возлюбить Бога — это часть закона, а потому — это обязанность. Т.е. возможна ситуация (не спорю — надуманная), что любовь получается, вынужденной, а не исходящей от сердца сама по-себе.
        2. ДмитрийMon Jun 16 2014 09:37:12 GMT-0400 (EDT)
          Да и еще про "нарушает некоторые из 613 мицвот" следует сказать, что это заповеди храмового служения. Человек должен в первую очередь построить храм в сердце своем, отсюда многие ограничения и наказания на соблюдение заповедей. Попробуйте взойти к алтарю В-вышнего грязным - как минимум это неуважение. А если нет уважения, нет любви!
          1. ВладимирMon Jun 23 2014 11:28:25 GMT-0400 (EDT)
            Если из 613 мицвот исключить все, относящиеся ко Храму — останется больше 200. Тоже не мало )))