Продолжу сравнивать Православие с неверными религиями. В прошлый раз я рассмотрел
буддизм. А сейчас предлагаю взглянуть на Даосизм.
Даоси́зм(道教) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Так написано в Википедии. Я немного считаю некорректным отделение философии от религии (не спорю - есть религии без философии - ислам, например), а потому буду проводить параллели и перпендикуляры с учением вцелом, а не с религиозными аспектами исключительно. Хотя, быть может, я разберу только дао.
Многие ошибочно полагают, что христианство можно мешать с любым философским течением, если в нём нет религиозной составляющей, например с конфуцианством. Но это далеко не так, поскольку, в таком случае, философские воззрения христианства могут быть вымещены неверными представлениями Бытия.
Не смортря на то (а в какой-то степени - благодаря тому), что Даосизм заметно старше Буддизма и является в некоторых аспектах его основой, Даосизм намного ближе по своей концепции к христианству.
-
- дао не является личностью. В даосизме «дао» это и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни.
В философии неоконфуцианства (разберу это здесь, поскольку от неоконфуцианство в большей степени является даосизмом, нежели конфуцианством как таковым) термин «дао» больше отождествляется с термином «ли» («принцип») и противопоставляется материальному «ци»;
- в Православных миссиях в Китай, обычно Дао отождествляют со Христом. Однако подчёркивая то, что Христос является личностью. Христос - Путь, Истина и Жизнь. Но не просто какой-то принцип или закон - а Личность. Личность, способная принимать решения, вести диалог, заступаться, миловать, наказывать, а не посто быть;
- возникает полярность Инь и Ян из Дао - возникают противоположности. Непосредственно из Дао возникает всё;
- Бог смерти не сотворил - гласит Библия. По Православному учению Бог не является сотворцом зла. Зло возникает как извращённая форма естества (надо будет отдельно это потом рассмотреть). Господь создал мир одногранным - только хорошим, только благим. И наделил его свободой. И уже в этой среде благодаря наличию свободы родилась иная грань;
- из взаимодействия Инь и Ян возникают перемены, движение и взаимное проникновение — и вследствие этого возникает мир. Возникновение мира не означает факт какого-то времени, когда мир начал существовать. Мир существовал всегда. Речь идёт об осмыслении принципа существования.
- мир сотворён Господом Богом. Вечен только Господь. У всего остального имеется начало. Вседержитель сотворил время, и уже во времени создавал мир;
- следствие того, что дао не является личностью - действует дао без активности и намерения, вещи происходят из него и получают порядок, дао вызывает какую-либо перемену и все же сам пуст и не активен. Это подчёркивается Лао-цзы намеренно, чтобы Дао никто не представлял себе, как нечто существующее отдельно и создающее всё существующее;
- всё что существует - сотворено, либо попущено Господом Богом намеренно. Если что-либо имеет место, значит это для чего-нибудь необходимо. Во всё вкладывается определённый смысл. Господь не позволяет Себе лишать нас свободы, но если в нашей жизни происходят каке-то "случайности", то это - провидение;
- действие Дао незаметно и вездесуще. Дао везде и во всём;
- Господь трансцендентен миру. Он был до мира, он сотворил мир, соответственно, не может являться его частью;
- Пантеон даосизма крайне разнообразен. Творца всего среди множества богов - нет, поскольку, как немного выше уже упоминалось - мир согласно даосскому учению предвечен;
- Православие - монотеистично и исповедует одного Бога Творца;
Как и с буддизмом - отличий ещё много. Их слишком много, чтобы, даже, пытаться вместить в одну статью.
Удивительно, но я не коснулся сотериологии. Это центральное место христианства. Но не находит должного признания в доасизме - что, также, является критичным отличием.
В современности под сильным влиянием буддизма изменились в даосизме предстваления и о бессмертии - они очень сблизились. Теперь и даосы разделяют буддийские взгляды на перерождения. И концепции их сотериологий уже - так же, сближаются, соответственно основные их отличия, излагаемые в посте об отличиях православия и буддизма можно распространять и на даосизм, но не стоит забывать - здесь это не является критичным.
Если вы с чем-то несогласны - высказывайтесь - буду вносить корректировки.