Не так давно начал замечать, что современная молодёжь, воспитанная колой и голивудом, многие, совсем не православные, убеждения воспринимает именно как исконно православные, а порой и иначе, - удивлением, что и в православии это, оказывается, тоже есть. Так один мой знакомый Дмитрий был удивлён тому, что, оказывается, православные храмы совсем не похожы на театр и посидеть в них получится только если ему очень повезёт. А другой знаковый Никита удивился тому, что и в православии тоже есть исповедь. Вообщем, я решил сравнить католицизм с православием. Анализ различий будет несколько глубже нежели в моих предыдущих статьях о различиях с буддизмом, иудаизмом, индуизмом, даосизмом. Помимо, всем известных, непогрешимости Папы, Чистилища и принципа Филиокве, различий очень много и они глубже. Со времени 2-го Ватиканского Собора (1962), который пересмотрел многие аспекты канонического закона, раскол между церквами расширился. Но многие различия наметились ещё до раскола Церквей в 1054 году.
    • Человеческий интеллект с точки рения Катлоцизма имеет более высокую ценность, нежели в Православии. В истории Католицизма имеется очень много случаев включения в Каноны результатов светской философии и вообще пересмотров богословского учения под действием светстких наук. Например, в 13 веке Фома Аквинский включил в Католицизм Аристотелевскую философию. И с тех пор, Католики многократно изменяли Каноны под влиянием Разума, иногда весьма радикально. Были изменены Теология, Таинства, и структура Церкви.
    • Православие использует результаты светских исследований, дабы объяснять Веру. Однако Православие на науку не полагается. Православие не стремится объяснять противоречия между Верой и Разумом. Православие ни как не пытается обосновывать истинность Писания или Предания. Если наука случайно подтвердит то, чему учит Церковь, - она не отвергнет такой информации. Однако, в случае, даже очевидных, противоречий, Православие не делает ни малейших усилий достичь компромисса.
    • Католицизм создал концепцию "эволюции доктрины". Католики развили идею (Кардинал Ньюман, 19 век) о том, что Христос дал только "зерно Веры", которое зреет и растёт в веках. С точки зрения западного христианства, что Святой Дух выращивает Веру по мере роста Церкви и изменения обстоятельств. Католицизм рассматривает свою Теологию, как прошедшую несколько стадий роста и включившую в себя новые знания. Учение Св. Отцов в этой схеме рассматривается как важная, но лишь начальная стадия. А за ней последовала вторая - Средневековая Схоластика, а далее - другие новые идеи, например, идеи Ватиканских Соборов. Предполагается, что новые догмы могут быть найдены в Традиции в "зачаточном состоянии", как намёки, или зерна, ждавшие своего часа, чтобы дать побег.
    • Православие считает, что Учение Христа является совершенным, как и сам Христос, и не претерпевает изменения время от времени. Напротив, Православие полагает, что следует сохранять Веру такой, какой она досталась Апостолам. Православные 21 века верят в те же самые принципы, что и Православные 1, 7, 12, 17 веков и точно так же будут исповедовать и в 33 веке и в 127-ом. Православие признаёт только некоторые чисто внешние перемены (моду облачений священников, монастырские правила, новые посты и т.п.). Целью любых перемен было исповедание старой Веры в новых обстоятельствах. Например, Библия и Служебники были переведены на новые языки. Или были добавлены обряды, подчеркивавшие этнические особенности новообращенных племен. Но догмы не менялись, не отменялись и не вводились новые.
    • Католицизм, как я писал в первом пункте, особо рьяно полагается на интеллект. И как следствие (ну или проявление) этого - считает, что человеческий Разум в состоянии доказать, что Бог существует, является вечным, бесконечным, бестелесным, всемогущим и т.п. Эта концепция проникла в Католицизм в средневековье (Эриугена, Эккарт, Кузанский, Бёме), как многие уверены, под сильным влиянием суфизма. Как говорил Паскаль: "Этот Бог - не Бог Авраама, Исаака и Иакова, но Бог мудрецов и философов". Католики считают, что в Мире Ином, человек сможет своим интеллектом (и с помощью Милости Божией) осознать самую Сущность Бога.
    • Православие же полагает, что знание Бога имманентно присуще человеческой природе, врожденно и интуитивно, и что именно так люди Его и постигают. И даже в Ином Мире Спасённые смогут увидеть Бога только в облике Христа во Славе Его.
    • Католики никогда не занимались исследованием вопроса о различиях между Сущностью Бога (тем, что Он есть) и Его Несотворенными Атрибутами (Силами, которыми Он Себя проявляет). И, как следствие, Католицизм учит, что Милость Божия создана Им для людей.
    • Православие же считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость - есть мистический атрибут и Сила Божия.
    • Католики полагают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (принцип Филиокве). Этот принцип (предложенный впервые на Поместном Соборе в Толедо в 589 году) противоречит Апостольской традиции, по которой Бог-Отец - единственный Правитель (монарх) Сына и Духа Святого. Нарушается Правило 7-е постановлений 2-го (Константинополь, 381 г.) и 3-го (Ефес, 431 г.) Вселенских Соборов. Католики изменили в 11 веке Папским декретом (без утверждения Собором) Кредо Никейского Собора (4 век), добавив к нему 8-м членом Символа Веры Принцип Филиокве: "Верую в Духа Святого, Бога, Дарителя Жизни, исходящего из Отца и Сына..."
    • В православии Символ Веры не менялся. И, как в нём изначально и излагалось, православные веруют "И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима..."
    • Согласно Католицизму, Христос пожертвовал Собою, чтобы исполнилась Божественная Справедливость, создавшая Смерть как кару в ответ на первородный грех Адама, оскорбившего вечного Бога, кара которого тоже вечна, и перенесена на потомство Адама. Но смерть Христа снимает древнее проклятье и торжествует Справедливость.
    • Сточки зрения православия, Христос, умерев, воскрес и победил Смерть ("Смертию Смерть попрал"), потерявшую свою власть не только над Ним, но и над всеми подобными Ему людьми. Обретая такую свободу, любой человек сам становится богоподобен (проходит процесс его обожения - деификация) и в конце концов воссоединяется с Богом.
    Исторически, концепции обожения Католицизм внимания не уделял, разрабатывая свою легалистскую теорию Справедливости. Но в последнее время и Католические теологи осознали важность концепции обожения и наметилось сближение Исповеданий в данном вопросе.
    • Начиная со св. Августина, Католики верят в концепцию "первородного греха", которым наделены не только Адам и Ева, но и все их потомки. Т.е. все люди разделяют вину Адама и Евы.
    • Православные, следуя учению Св. Отцов, полагают, что единственная кара за первородный грех есть смертность и связаные с нею страдания (старость, болезни, страх, жадность и т.п.). В том, что Адам вкусил плод, не расскаялся, и.т.п. виновен только он, в том, что Ева пошла на поводу у змия виновна только она, но из-за грехопадения нарушилась природа.
  • По Католическому Исповеданию, люди, за небольшие грешки не будут подвержены вечным адским мукам, но некоторое время помучуются - искупят свою вину, перед попаданием в Рай. Для этого была разработана доктрина Чистилища. Православие не признаёт этой доктрины.
  • Православие не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя, если не соблюдены остальные требования. В Католицизме, благотворительностью можно искупать грехи, в Православии нет.
  • Другая инновация Католицизма в том, что Христос и Его Святые произвели и производят больше Милости, чем было необходимо для спасения живых. Эти излишки можно подарить раскаявшимся грешникам, например, тем, кто в Чистилище. Или продать в форме Индульгенций (это делалось и было осуждено обеими Исповеданиями). Кроме того, Богородица и Святые "получили право" на раздачу "прощения грехов" тем, кто находится в Чистилище, чтобы сократить им процесс очистки.
    • Католицизм воспитывает в пастве дисциплину воли и покорность внешнему церковному авторитету, даже в вопросах добра и зла, греха и его допустимости. В католиках воспитывают идею, что постоянными усилиями воли они способны понудить себя к предписаной авторитетом Церкви Вере.
    • Православие старается пробудить искренюю любовь к Богу через любовь ко Христу, считая, что именно любовь пробуждает в душе христианскую волю и совесть. Православие полагает, что слепое подчинение авторитету заглушает личную совесть, что ни любовь, ни Вера, ни совесть воле не подчинены, и могут совсем не отозваться на ее "понуждения". Можно принудить себя ко внешнему служению (молитве, стоянию и поклонам, милостыне), но невозможно вынудить у себя благоговение, любовь, сострадание, милосердие и благодарение.
    • В католицизме проповедуется медитативный стиль молитвы. Учение призывает людей во время молитвы возбуждать в себе различные образы активно используя воображение. "Погружение в транс" - это вполне нормальное явление в католицизме.
    • Православие считает такой подход к молитве неверным и опасным и призывает к молитве безо́бразной. Более того, православные с настороженностью относятся к различным рассказам о видениях, голосах и тому подобным случаям - на что только не способна человеческая фантазия и бесовские игрища.
    • Православие настаивает на чистоте религиозного созерцания и свободе обращения от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета, материальной выгоды и помощи (даже от благотворительности). Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере. Православие следует Св. Апостолу Павлу (2Кор.1:24) и не стремится "брать власть над чужою волею", но "споспешествовать радости" в сердцах людей; и твердо помнить завет Христа о "плевелах", не подлежащих преждевременному выпалыванию (Мф.13:25-30).
    • Католицизм же считает, что "цель оправдывает средства", и что для обращения можно прибегать и к давлению.
    • Католическая догма "непорочного зачатия" введена в Кредо Папой Пием IX в 1854 г. По этой догме: "С момента зачатия, Благословенная Дева Мария была, по особой милости Всемогущего Бога и за заслуги Иисуса Христа, Спасителя человеков, освобождена от всех последствий первородного греха."
    • Православие отвергает эту инновацию Католицизма, считет, что Богородица, как и другие люди, не наслодовала ни какого греха от предков, в том числе и от Адама. Однако, она, как и все, унаследовала смертность.
    • В 1950 г. Католики установили ещё один новый догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии.
    • Православием, понятное дело, это нововведение отвергается.
    • Обе Церкви признают, что Папа является преемником Св. Апостола Петра. Однако, Католики считают Папу Наместником Христа на Земле, Главой Вселенской Церкви, Главным Епископом всех Католиков, Учителем Веры, Интерпретатором Христианской Традиции, Непогрешимым (экс-кафедра), т.е. выступая от лица Церкви, Папа защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины. Догмат об учительской непогрешимости Папы был утверждён I-м Ватиканским собором в 1870 г. Другие католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.
    • Православие считает единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенскими и Поместными соборами. А не декретами иерархов. Православие хотя и уважает ранг Папы, как первого епископа, но признает единого главу Церкви — Иисуса Христа. Православие считает, что все епископы равны, как были равны рукоположившие их Апостолы. Православие считает двоевластие в епархиях ересью.
  • Каждый из епископов может возвести свою линию к Апостолам (апостольское преемство), является "живой иконой Христа". Среди епископов есть ранги - архиепископы, митрополиты, примасы, патриархи, папы. Архиепископ - президент Синода епископов.
    • В Католицизме Архиепископ может ограничить права подчиненных ему епископов.
    • в Православии епископ обладает всеми апостольскими правами совершения таинств без ограничений со стороны других епископов в рамках Канона. Ранговые различия епископов используются только в административной деятельности Церкви или группы Церквей. Архиепископ не обладает большей экклезиастической властью, чем рядовые епископы.
    • У Католиков, священник действует "в образе Христа".
    • Православные считают его лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа.
  • Оба Исповедания всегда обращали большое внимание на осознание верующими страстей Христовых через молитву (публичную и личную), посты (самоотречение), добровольное послушание и участие в Причастии. Поэтому высшей формой Христианской жизни считается монашество. В нём вся человеческая энергия целиком посвящена борьбе за совершенство.
    • В Католицизме монашество отступило на второй план с окончанием Средневековья. Католические монахи малы числом, разбиты на Ордена и живут в гуще общества. Среди них нет затворников и пустынников.
    • Православие не чтит Католические орденские организации (в особенности иезуитов).
  • Православие в отличие от Католицизма не признает за Церковью и епископами Светской Власти. В отношениях со Светской Властью Православие ограничивается советом, наставлением, обличением или отлучением.
    • Православие категорически не признаёт прозелитизм - это каноническое различие. Прозелитизм - нарушение слов апостола Павла: "Я старался благовествовать не там, где уже известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании" (Рим.15:20). Резолюция глав Поместных Православных Церквей в Константинополе в 1992 г. запрещает прозелитизм среди христиан.
    • Католицизм же считает, что "благо" и "истина" в миру только там, где мирянами руководит католическая церковь. Все остальные пребывают во тьме или в ереси и должны быть рано или поздно обращены. Католики даже организовали Крестовый Поход на уже крещёную Русь в 1243 г., совпавший с нашествием татар. Лишь в 1965 г. 2-й Ватиканский Собор признал Православных братьями по вере. Это одна из основных доктрин Католицизма, проницающая его оценки, организации, решения и действия. Некатолическое в мире - должно исчезнуть: в результате или обращения, или же Погублением Божиим.
  • Православие признает свободу исповедания и отвергает дух Католической инквизиции — истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение. Хотя и признаёт собственные сделанные в прошлом перегибы. Как впрочем, и Католицизм.
  • Священные Каноны были составлены Апостолами, Св. Отцами, и Соборами для руководства церковной и общинной жизнью. Право их применения и интерпретации принадлежит только епископам. Епископ может применять канон строго или мягко. В отличие от Католичества, Православие не рассматривает Каноны, как аналоги мирских законов, ограничивающих свободы или дающих человеку "права". Православие смотрит на них, как на руководство по созданию "нового человека" через послушание. Как метод тренировки в обретении достоинств и святости. Католики постоянно изменяют Каноны, устраняют старые и вводят новые. Католический Канонический Закон был изменен совсем недавно в очередной раз. Православные, хотя и вводят иногда новые Каноны, делают это очень редко и, в основном, проясняя тонкости старых Канонов, но никогда их не отменяют. Ибо они вдохновленны Святым Духом.
    • Католики верят, что главный смысл Крещения заключается в омовении "первородного греха".
    • Поскольку "первородный грех" православием не признаётся, то смысл Крещения в нём иной - смерть для мира сего и воскресение для Царства Божия и жизни вечной.
    • У Католиков конфирмация отделена от Крещения, и совершается лишь епископом над 7-летними детьми или новообращенными взрослыми, во время их "Первого Причастия", когда они уже могут сами осознать смысл Божьей Благодати.
    • Таинство «Царственного Священства» в православии следует вслед за крещением сразуже.
    • Православные считают, что творение становится освященным тогда, когда призван Дух Святой.
    • Католики полагают, что это достигается не Духом, а самим священником, действующим "от имени Христа". Католики-миряне латинского обряда обычно причащаются Тела и Крови Христовой "под одним видом", т.е. пресуществленным хлебом, православные же - "под двумя", т.е. пресуществленными хлебом и вином.
    • Православные иконы традиционно содержат лишь двумерные изображения, дабы подчеркнуть, что действие на них изображенное, происходит в ином измерении, в мире духа, куда обычными 5 чувствами проникнуть нельзя. Святые лики, изображённые на иконах не просто совершенные личности, а гораздо большее - они прошли стадии преображения и прославления, а посему преисполнены Милостью Божией. В Православии иконы играют бо́льшую роль, чем в Католичестве, где они лишь средства визуального оформления и украшения богослужения.
    • Католическое искусство трехмерно, натуралистично, в нём разрешены статуи, и корнями оно восходит ко греко-римской языческой традиции. Священные персонажи Католических изображений подаются в их "естественном состоянии", "как живые". Эта идея восходит к представлению Католического Ренессанса о том, что "Милость Божия улучшает Природу" (а не просто наполняет её).
  • Православие не признает Латыни единственным служебным языком. Православные молятся оборотясь только на Восток. Католики - куда угодно. Православие не признает звонка во время совершительных молитв. Традиции колокольных звонов тоже различны. Православные крестятся справа-налево троеперстием, католики - слева-направо и, как правило, пятью пальцами. Православные не держат поста в Субботу (кроме Великой Субботы) и Воскресенье. Православные не становятся на колени по Воскресеньям, и отвергают Католическое "приседание". Православный клир может жениться до рукоположения. У Католиков - целибат. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики - пресный. Католические монахи могут носить светские одежды. Православное духовенство должно быть, по возможности, бородато. Католическое в основном брито (хотя и не обязано). и ещё много-много-много ещё более незначительных отличий


Полина Ростова