Уже сравнивал с православием буддизм и
даосизм, - сегодняшний пост будет посвящён, так называемому, индуизму.
Индуизм - это общепринятое название некоего "каркаса" множества верований основанных на территории современных Индии, Пакистана, Непала.
Из индуизма произошли
буддизм, джайнизм и сикхизм, но уже оформились в отдельные самостоятельные религии, потому многими классификациями более не относятся к индуизму, хотя Конституция Индии их в индуизм включает.
Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и атеизме (атеизм в индуизме, в отличие от его западной формы атиматериалистичен).
Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, мокша и йога.
Вот их и я буду рассматривать, проводя параллели и перпендикуляры с православным учением.
- Дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины». Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихад-араньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
> Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму».
- Казалось бы - всё просто: Господь Бог создал всё и вся, в том числе и законы природы, которым подчиняется весь мир - чем не Дхарма? Иисус Христос, согласно православному учению - путь и истина и жизнь. Чем не дхарма?
Кстати, Христу, в концепции индуизма, более соответствует "рита". Это "предшественник" (более раняя версия) дхармы - полный аналог китайского "дао".
Так вот, что в дхарме неправослано? В православии нет какого-то изначального закона, который бы проявлялся из Бога. Абсолютно всё, не исключая и каких-либо, законов, создано Господом.
И ещё одно отличие. В православии истина - это личность! Это очень сложно понять и ещё сложнее объяснить. Это заслуживает отдельной статьи - позднее обязательно напишу.
- Карма - закон воздаяния. О ней я уже писал несколько раз. Но повторюсь и добавлю.
Действие кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит кармы.
Карма - это бездушный молчаливый механизм, воздающий по заслугам. Он не разбирается ни в чём: ни в причинах действий, ни в последствиях, ни в умысле. Сделал что-то - получай подзатыльник или держи пятёрочку!
Все действия, производимые ради получения выгод и благ в настоящем или в будущем, управляются этим законом. Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия не приводят ни к каким — хорошим или плохим — результатам в жизни индивида. Таким образом, под влиянием закона кармы находятся те индивиды, которые так или иначе зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся получению определённых благ в следующей жизни. Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, а наоборот способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведёт нас к мокше.
- В православии будущее мира в руках Господа. Человека судит Бог, будучи личностью справедливой и милостивой. И священная история нам говорит, что Господа можно умолить отсрочить наказание, что Бог может передумать и отложить свои намерения о каре. Он добр и благ и человеколюбец.
И огонь адских мук - это, в первую очередь, огонь любви. Но это уже немного другая тема, которую я позднее обязательно рассмотрю.
Все, абсолютно все аспекты жизни, согласно православию, делятся на хорошие и плохие. Чего-то нейтрального - нет. И, если в индуизме, бескорыстие воздаётся мокшей, потому как оно нейтрально, то в христианстве рай обящут только за отсутствие зла и противление ему. Как и в индуизме корыстие, пристрастия, привязанность к чему-либо мирскому - это помеха спасению, но в индуизме и привязанность к добру - тоже помеха!
- Сансара - круговорот смертей. Ну и рождений, само-собой. Вращение колеса сансары - это следствие работы кармы. И каждый индус мечтает однажды вырваться из этого колеса - и никогда более не рождаться и не умирать. Если очередную жизнь не удалось прожить так, чтобы достичь мокши - то, ни чего страшного, - колесо сансары сделает очередной оборот - индивид вновь родится - и будет у него ещё попытка.
- Согласно православному учению - человеку дана только одна попытка. И я не вижу причин, по которым существование сансары имело бы смысл.
- Мокша... это конечное освобождение от материального отождествления и осознание своей истинной сущности как чистого духа, исполненного знания и блаженства — состояние, которое не поддаётся описанию и трансцендентно к чувственному восприятию. Имеются несколько концепций мокши:
- Согласно школе адвайта-веданта, при освобождении индивидуальная душа осознаёт своё единство с Брахманом - конечной ступенью совершенства является осознание того, что душа, как индивидуальная сущность, никогда не существовала. Т.е. она обезличивается в глазах индивида, если можно так сказать.
- В традициях вайшнавизма мокша означает отказ от своего материального эго и восстановление своей изначальной, духовной индивидуальности как чистого, преданного слуги Бхагавана Вишну (Кришна, Рама, Нараяна и т. д. - это всё он).
- В философии монистической школы, чья доктрина основана на Упанишадах, говорится что Верховный Дух не имеет формы, находится по ту сторону бытия и небытия, за пределами осязаемости и понимания и именно с ним предстоит "слиться"
В целом и в общем христианство расценивает индуистское достижение мокшы как умирание души.
- D жизни православного христианина имеется цель - обоженье - сопричастие к Божественной вечности - усыновление Господом. Нечто схожее имеется в учении вайшнавизма, но в православии ни кто не отказывается от своего тела - православие исповедует воскресение мертвых во плоти.
Православный человек не стремится к обезличиванию или слитию с иной личностью или к поглощению другой личность или...
И действительно - если вы ещё раз перечитаете взгляды разных школ на понятие мокши, то увидите: одни стремятся к обезличиванию, другие стремяться покинуть бытие, равно как и небытие (буддизм, так же, исповедует эти стремления) и лишь одна школа утверждает, что нужно стремиться стать преданным слугой бога - точно так же утверждают многочисленные христианские протестанты
- Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире. Конечная цель йоги - достижение мокши.
- В православии есть свои практики, помогающие в деле спасения: любовь, молитва, пост.
Есть ещё один нюанс - кастирование.
Индуизм невозможен без деления общества на касты. Нельзя так просто стать индусом. Им можно только родиться.
Так что, если вы родились в христианской семье, но идеалогия и филосовия индуизма вам близка - молитесь Господу Иисусу Христу, что бы вы родились в следующей жизни индусом, хотя бы в касте неприкасаемых =))
Этого вопроса я тоже обязательно коснусь когда буду писать о всевдо-индуистской секте "Международное Общество Сознания Кришны".