Сын человеческий, если бы какая земля согрешила предо Мною... и Я послал бы на неё голод и стал губить в ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной и Дианиил и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души...
(Иез. 14)
На днях в очередной раз прочитал книгу Иова. Воистину — это одна из моих любимейших книг. И, насколько мне известно, не одному мне эта книга полюбилась более многих других. Удивительная книга. Рекомендую её к прочтению всем. В ней человек разумный сможет найти ответы на многие вопросы и, что не мало важно, книга эта поможет задаться серьёзными вопросами, на которые этаже книга поможет найти ответы, возможно (как это произошло со мною) уже при очередном прочтении.
Безусловно, некоторые вопросы останутся открытыми, некоторые вещи понять можно будет лишь по прочтении остальных книг Библии, Евангелия и в предании.
Итак, книга Иова — одна из учительных книг Библии. Книги учительные — это, как правило, слова мудрых, которые, по эклиссиасту, подобны вбитым гвоздям или крепким иглам — входят в глубину души слушающего. Расположена в славянской Библии эта книга перед псалмами — излюблинейших церковью текстов ветхаго завета и тем самым требует к себе большего внимания. Церковь книгу Иова читает во время великого поста.
Следует отметить, что Иов жил до Моисея, — он был пятым от Авраама. То, что он жил до Моисея означает в первую очередь то, что ещё не существовало Закона, что ещё не были даны заповеди.
Фабула книги известна, наверняка большинству:
на Иова обрушиваются все несчастья, которые существуют в мире: он лишается всего имущества, гибнут его дети, поражается жестокой болезнью, жена его более не поддерживает его и друзья отвернулись. Всё мыслимое горе устремляется на него, очень быстро, практически разом — тем самым не давая „продохнуть“, однако находит его твёрдым, хотя текст и полон воплей и стенания.
Книга раскрывается прологом на Небесах. И на протяжении всего чтения, до самого конца читатель знает более героя. На протяжении всей описываемой истории Иов задаётся вопросом „зачем?“, „за что?“, а читатель знает ответ. Без подробностей, не на всю глубину, но на много больше известно читателю, нежели Иову и его окружению. Книга так и заканчивается — Иов так и не получает ответы на вопросы, которыми задавался.
Лукавый преступил пред лице Господа и просил Его дать ему в руки этого праведника, который был богобоязненным, удаляющимся от зла. Господь хвалился им, говорил „видал ли ты на земле раба Моего Иова? Ибо нет такого как он на земле: человек непорочный, справедливый, …“. На что сатана отвечал, что „не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил… но простри руку Твою и коснись всего, кто у него, — благословит ли он Тебя?“. Бог попускает страдания и позволяет дьяволу лишить Иова всего, что имеет он, а затем и позволяет поразить его страшными болезнями. Вот, благодаря этому прологу всё становится читающему понятно, — оказывается на Небесах идёт борьба — образуется некий треугольник, вершина которого находится внизу на земле и всем своим грузом давит (этот треугольник) на Иова, а остальные две вершины — за пределами этого мира — Вседержитель и лукавый спорят: „есть ли на земле бескорыстные праведники?“. Иов получается „заложником“ такой большой „борьбы“.
Иов этого не понимает и не знает. А мы понимаем — и это очень важно. Ведь обычно в писании нам открывается намного меньше, чем известно писателю.
Итак, — Господь Бог желает похвалиться человеком, ведь вообще, если чем то можно похвалиться Богу — то конечно человеком. И сатана дерзая и бросает вызов: „Даром ли Иов благочестив?“.
Тут стоит отметить, что во все ветхозаветные времена считалось (а в иудаизме и по ныне принято так считать), что успех человека является зримым свидетельством его праведности, равно как и его несчастья — следствием греховности.
Итак, человек творит добро по чистоте своего сердца? Или в надежде на вознаграждение — ради будущих благ? Или под страхом наказания за неправду?“ и „праведность всегда влечёт за собой долголетний, благоденствие, успешность и тому подобное?
Даром ли праведник праведен или он праведен за награду?
Люди разные и классически, в соответствии с ответом на этот вопрос, церковью делятся на раба, который работает под страхом наказания; наёмника — который трудится за награду; сына, который знает отца и по любви своей творит волю отца ибо иначе и не может, вплоть до жертвы, как Исаак (как и Христос), которые из послушания ложились на жертвенник к отцу.
Так вот Иов доказывает, что он праведен не за награду, и потеряв вдруг всё и разом, сказал: „Я нагим вышел из чрева матери моей — нагим я и уйду отсюда: Бог дал — Бог взял, да будет имя Господа благословенно!“
Далее… какова власть дьявола? Да и вообще, что это за такое явление, когда бесстыдно и нагло сатана вместе с ангелами приходит пред лице Божие, дерзает разговаривать с ним, какие-то торги и сделки заключать, и испытываются праведники столь жестоко по великому попущению Господнему под действием дьявола?
Вот такая ещё одна грань жизни открывается — такое тоже бывает.
Дьявол действует как пёс на привязи — не далее своего поводка. Будучи бесстыдным лукавый просит (именно просит) „удлинения поводка“, дабы пойти дальше, нежели он способен пойти, для искушения человека. Конечно он связан, конечно он не самостоятелен, конечно он — раб Божий, хоть и против своей воли. Он рабствует Господу против своей воли — и его мучит это и он хочет у Бога оторвать тех, кто служит Ему истиною.
Наглость лукавого не знает предела, так и на Тайной Вечери он незримо общался с Иисусом Христом и нашептовал говоря „дай мне этих“, на что Христос только Петру сказал: „Пётр, дьявол просит сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя“. Тоесть, есть Господь, есть ученики и лукавый просит: „дай мне их — Тебя не будет и они рассеются“; так и в книге Иова — есть Господь, есть Иов и сатана просит „дай мне его и праведность его не устоит“.
Но Иов выдерживает это.
Эта книга показывает нам, что многое в этом мире можно понять только с точки зрения другого мира (или благодаря вестям из этого другого мира). Ведь Иов так и не узнал (по крайней мере в рамках книги) причину его страданий. Это нам с самых первых строк известно о дерзновениях дьявольских, а ни Иову, ни его его друзьям Господь этого так и не открыл.
Так же эта книга посвящена страданиям. Иов вошёл в историю как Иов многострадальный. Но не просто бедам посвящена книга, а страданиям безвинным. Иов страдает не за что и негодует по этому поводу. Конечно он мог бы сказать как сказал Давид „в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя“. Иов не совершал грехов и знает об этом. Нет, конечно он сознаёт свои грехи говоря: „Ты напоминаешь мне грехи моей юности“, но это со времён его юности, которая у каждого богата беззакониями пред Богом, прошло много времени, и вот сейчас Иов знает свою невиновность и что мера его страданий неадекватна и несправедлива, что происходящее выходит за рамки всякой логики, всяких нравственных законов, а ещё он знает, что всё в мире происходит с повеления Господа — вот, „параллельные прямые пересеклись“.
Не стоит думать, что бедою Господь только наказывает человеков. Не нужно думать, что скорбь бывает только в укор.
Порою страдания даются людям для чего-либо. И безусловно исключительно для блага. С целью исцеления души. Ведь Господь смерти не сотворил. Как говорится „Чужая болезнь врачует многие сердца“. Но это уже не имеет ни какого отношения к книге Иова и об этом я напишу позднее.
И ещё, читающий книгу Иова может быть крайне поражён фразами Иова, его монологами и комментариями на слова его друзей. Как жёстко он говорит в сторону Господа, на сколько дерзновенно он реагирует на неприятности, обрушившиеся на его плечи. Как хульны его слова и как складны и логичны слова друзей его. Когда я впервые читал эту книгу я до конца был уверен, что слова друзей Иова верны, а Иова — нет и покарает его Господь и поразит. И удивлению моему не было предела, когда я в конце книги обнаружил: „сказал Господь Елифазу Феманитянину: говорит гнев мой Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов“. Конечно, уже после очередного прочтения всей Библии начинаешь прозревать и смотреть на все слова немного с иных высот и оценивая жемчужины знаний, скрывающиеся в страницах этих драгоценных книг вернее — и так раз за разом.
Читайте Библию, любите её знания. Читайте её раз за разом, читайте часто.