Для меня тема смерти немного болезненна.
Дело в том, что я отношусь к ней настолько легко, насколько это возможно для современного человека.
И я лишён по этому поводу каких-либо предрассудков.
И считаю это правильным.
В первой части о духовности язычников я писал, что у язычника нет поводов бояться смерти, и в том числе проводил противопоставление христианству.
Не буду спорить — не самое корректное. Однако давайте не будем лукавить — с позиции православия оно, хоть, и не корректно, но в полной мере отражает современное отношение человека ко смерти. Страх!
Страх — это именно то сокровенное слово, которое максимально описывает состояние человека при возникновении мысли о своей кончине.
Я не берусь отвечать за всех — я пишу о большинстве.
Имён называть не буду, но есть один человек, который, даже, обижается на меня за моё наплевательское отношение и пренебрежение в отношении к смерти. Мотивируя это фразами типа: «А ты не думал о том, как же мы тут будем без тебя?», «А как же ты будешь там без нас?», «А представляешь, а вдруг мы забудем друг-друга и не узнаем никогда-никогда?», «А вдруг я буду в аду, а ты в раю? Или наоборот!?», «Ты представляешь сколько горя принесёт твой уход всем твоим родственникам?», «Я боюсь попасть в ад!».
Это основное. Давайте разберём подробнее каждый случай и проясним для себя: по какой причине не стоит этого бояться и относится к уходу из жизни стоит намного проще.
- «А ты не думал о том, как же мы тут будем без тебя?»
Не думал. А даже если и думать об этом... Это самый примитивный повод страха. По той простой причине, что все люди когда-то знакомы не были, когда-то были не самостоятельны. Да и вообще — стоит обращать внимание на тех кто один. И ещё, все тут находятся временно. И это предполагает, что не стоит этого страшиться — «побудете тут немного — и ко мне — туда, — в вечность!»
- «А как же ты будешь там без нас?»
Однозначно — не знаю. Как-то буду. И уж точно буду ждать всех, кто дорог мне, Буду за всех молиться. Аналогично первому пункту — «без вас я там буду не долго — дождусь».
Как к этой причине страха, так и предыдущей, — способствует непонимание или невосприятие и неосознавание временности нашего здесь существования и, вместе с тем, вечности нашей сути — нас самих. Нужно понять и запомнить, что смерть — это не исчезновение нас самих — это наше изменение, а не гибель.
- «А представляешь, а вдруг мы забудем друг-друга и не узнаем никогда-никогда?»
Это уже более глубокий вопрос, причина которого, как и последующих, кроется в непонимании Библии, или, что хуже, в игнорировании её текстов (сюда же можно отнести и тех, кто и вовсе её не открывал ни разу, но тем не менее считает себя христианином — странные люди, вобщем).
Цитировать можно много, но я приведу всего две цитаты:
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его
Иов 19
Этот текст позволяет понять, что воскресать человек будет именно в своём теле. И мы, по воскресении, увидим Господа теми самыми глазами, которыми смотрели и всю нашу земную жизнь. Мы не изменимся до неузнаваемости: сохранятся и черты лица и рост и цвет кожи и волос — всё это будет наше, уже известное близким. Не буду отрицать — это ответ не совсем на заданный вопрос. Далее.
Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Лк.16
Это фрагмент притчи о богаче и лазаре. Тут следует обратить внимание, что уже по смерти и лазаря и богача, они будучи в разных местах (лазарь в раю, а богач в аду) узнают друг-друга и имеют возможность общаються. Узнаю! Это явное доказательство из уст самого Христа, что люди умирая остаются по смерти узнаваемыми. - «А вдруг я буду в аду, а ты в раю? Или наоборот!?»
Против лома нет приёма, как говорится. Тут не поспоришь. Но не следует снимать и с себя ответственность за происходящее. Следует помнить, что как на земле люди могут молиться Господу о помиловании грешников, так и на Небесах праведники молятся о земных обитателях. И вера православная утверждает, что решение Бога может быть пересмотрено в более благую сторону, то есть человек по тем или иным причинам может быть переведёт из ада в Рай. И наши с вами молитвы, безусловно, этому способствуют. Молитесь за усопших, дабы иметь возможность вместе с ними пребывать в Царстве Небесном.
- «Ты представляешь сколько горя принесёт твой уход всем твоим родственникам?»
Тут есть нюанс. Будут горевать мои родные и близкие в случае гибели моей или нет зависит, как от причин их горя (может кому-то просто обидно, что я занял у него вчера приличную сумму, а сегодня «копыта отбросил» — вот ему и горестно, что денег ни кто ему не вернёт), так и от отношения ко смерти вцелом. Если человек православен и набожен, то нет у него ни единой причины для горя в случае гибели родственника или близкого друга. Ведь понимает, что пройдёт не так много времени и они вновь встретятся на Небесах и, как уже выяснили, узнают друг-друга, и будут молить Господа, чтобы те их знакомые, которые ещё не сними, тоже попали в Рай.
- «Я боюсь попасть в ад!»
Я так рьяно расписываю посмертное пребывание людей именно в раю, что у многих может возникнуть мнение, что я совсем забыл об аде. В какой-то степени так оно и есть. Моя формула рассуждений может многим показаться ересью, быть может так оно и есть, в таком случае — надеюсь, что меня поправят: я понимаю, что я грешен, и что, даже на исповеди, некоторые свои грехи умалчиваю, однако,
- я уповаю на милость Господа
- я знаю, что на Небесах за меня молятся
- я знаю, что и после кончины за меня будут молиться мои потомки
И уверен что этого достаточно.
Смерть — это дверь в Царство Небесное, это шаг навстречу Господу, это возможность узреть Его. Смерть нужно не бояться, а ждать, быть может, даже, жаждать её приближения, поскольку именно она — порог вечности.